«Незыгарь» — это серьезно? Что этот канал писал про Беларусь и что с того похоже до правды

Российский анонимный Telegram-канал сообщил 30 июля, что у Александра Лукашенко якобы случился инсульт и что у него 3-я степень дыябэту. Пресс-служба Лукашенко это опровергла. Что еще на канале «Незыгарь» писали о беларуси?

Кто это?

Это неизвестно. Один из самых популярных политических каналов в Telegram (160 тысяч подписчиков) от февраля 2016 года ведет анонимный автор или группа авторов. Одни говорят, что канал создал генеральный директор агентства ТАСС Сергей Михайлов, вторые называют другие имена.

Автор канала сам предупреждает, что «сведения требуют дополнительной вэрыфікацыі» — на канале публикуются политические слухи, которые оказываются правдой не всегда. Автор утверждает, что Александр Лукашенко его знает и что рассказывал об этом Владимиру Путину.

Очевидно, не эксперт по Куропатах

В последнем на момент публикации сообщения о Беларусь «Незыгарь» пишет про лидера КХП БНФ Зенона Позняка, который якобы помогает министру иностранных дел Беларуси Владимиру Макею наладить зарубежные контакты, в том числе с американской семьей Клинтонов. В ответ Макей якобы «реанимирует темы, которые играли бы в плюс Позняку и БНФ».

Зянон Пазьняк, архіўнае фота
Зенон Позняк, архивное фото

По «Незыгаря», в Беларуси сейчас «снова зазвучала тема Куропат», где «местные националисты стали делать пиар на месте якобы сталинских расстрелов». Канал утверждает, что «есть и другие версии, кто там расстреливал», хотя те версии раз за разом опровергались следователями от 1990-х годов. Также источник утверждает, что на белорусском государственном телевидении в марте 2017 года об Позняках говорили «в положительном ключе», да сам Позняк тогда остался недовольным тем, как на ТВ воспользовались его словами.

«По словам источника, нет сомнений, что либеральная часть белорусских чиновников (глава МИД Макей и т. д.) таким образом искусственно, через своих националистов, разыгрывают тему Куропат, чтобы заручиться поддержкой Запада и ЕС», — пишет «Незыгарь» в то время, когда белорусская государственная пресса выступает резко против защитников Куропат.

Любит писать про Макея и российских послов в Беларусь

Глава белорусского МИД — второй белорус по количеству упоминаний на канале «Незыгарь» после Лукашенко. С одной стороны, по его «сведениям», Макей «понимает и чувствует Лукашенко как никто другой», с другой — «разрушает его связи с Россией» и даже «будет плетения шнуров интриги и избавляться от семьи Лукашенко».

Уладзімер Макей, архіўнае фота
Владимир Макей, архивное фото

Большинство сведений о Макея на канале или биографические, или взяты из официальных новостей, или рассуждения без ссылок на источники. Да иногда «Незыгарь» становится источником новостей о белорусском МИД.

Так, канал заявлял, что якобы отказ Беларуси принять на роль российского посла Владислава Суркова «связано с очевидным обманом Александра Лукашенко президентом Украины Петром Порошенко» (Порошенко якобы обещал привезти в Минск Ангелу Меркель на «личный мини-саммит»). После заявил, что «по согласованию» кандидатура Михаила Бабича, которого Лукашенко «остерегается», да позже — что глава российского «Сбербанка» Герман Греф якобы «нэўтралізуе шансы назначения». Затем — что Лукашенко «дал слово» Путину принять Бабича, хотя «Макей против» и что в Минске «панические настроения» в связи с ожидаемым прибытием Бабича, пока в Россию «инкогнито зачасьцілі на консультации белорусские оппозиционеры и не только».

Міхаіл Бабіч, архіўнае фота
Михаил Бабич, архивное фото

23 июля канал сообщил, что «Бабич едет в Минск», но на момент публикации — 31 июля — Бабич еще не доехал.

Пересказывает новости, ссылается на «Беламову», додумывает свое

Одним из «предвещаний» на канале был уход экс-премьера Беларуси Сергея Сидорского с должности в Евразийской экономической комиссии. Да за день до того, как уход «анонсировал» канал «Незыгарь», об этом со ссылкой на собственные источники писал «Белорусский партизан».

Міхаіл Мясьніковіч і Сяргей Сідорскі, архіўнае фота
Михаил Мясникович и Сергей Сидорский, архивное фото

Похоже, канал действительно следит за белорусскими новостями, иногда пересказывает обычные сообщения государственной прессы с «авторскими дополнениями». Бывает, «Незыгарь» пересказывает или просто перадрукоўвае белорусский анонимный канал «РБ головного мозга» (под таким названием ведется также популярный твиттер).

Иногда в пераказах новостей «дадумкі» выглядят очень спорно. Так, «Незыгарь» утверждает, что Лукашенко «считает идею „русского мира» глупостью», тем временем как в Беларусь «приходит „польский мир»«, а «в белорусских городах тихо и незаметно исчезает русский язык». Слово «глупость» по поводу Лукашенко и «русского мира», похоже, происходит из материала BBC, сам Лукашенко говорил белорусским СМИ только то, что просил объяснить, что такое этот «русский мир», который «не нашел поддержки среди белорусов», и подчеркивал, что «мы русские люди».

Куда исчезает русский язык и который «польский мир» приходит в Беларусь, непонятно. Так, «Незыгарь» увидел «польскую латиницу» в белорусской трансьлітэрацыі географических названий, основанной на белорусской латинице.

Слухи и теории кансьпіралягічныя

Иногда заявления каналу «Незыгарь» выглядят очень сомнительными, а прогнозы не сбываются. Так, канал намекал, что Николая Лукашенко не хотят пускать на финал чемпионата мира по футболу в Москве, да он на финал поехал — сидел рядом со своим отцом, который после того финала обнимался с президентом Хорватии.

К тому канал утверждал, что Александр Лукашенко не хотел ехать и на открытие чемпионата — а он поехал. В том же посте канал утверждал, что на саммите ШОС в Китае «Назарбаев в кулуарах громко возмущался присутствием младшего сына Лукашенко», а то сын «чувствовал себя неловко и все время поправлял галстук». По каналу, якобы «во время первого торжественному тосту Николаю Лукашенко не достался бокал с вином, а потом он случайно опрокинул бокал с водой». Как обычно, источник таких слухов не сообщается.

Аляксандар і Мікалай Лукашэнка ў Кітаі, 2017 год, ілюстрацыйнае фота
Александр и Николай Лукашенко в Китае, 2017 год, иллюстративное фото

Также, как не сообщаются источники слухов о том, что поставки контрабандных товаров в Россию «курирует Виктор Лукашенко», или что первый вице-премьер Василий Матюшевский — «бухгалтер семьи» Лукашенко. О том, что якобы «через белорусский ИТ и свободный рынок крыптавалюты идет отмывание денег», канал сообщает с формулировкой «существует мнение» (рынок крыптавалютаў тем временем далеко не свободный).

Канал без ссылок на источники или хотя бы каких-то косвенных подтверждений рассказывает и про «раскол в элитах» Беларуси на пророссийские и проевропейские, о «потери клана Лукашенко около 3,5 млрд евро» через «чистки» банковских систем европейских стран, а также о проведение в Беларуси президентских выборов в 2019 году (на самом деле, они ожидаются в 2020-м).

Аляксандар Лукашэнка на фінале чэмпіянату сьвету ў футболе на маскоўскім стадыёне «Лужнікі», ілюстрацыйнае фота
Александр Лукашенко на финале чемпионата мира по футболу на московском стадионе «Лужники», иллюстративное фото

Бывает, что «подтверждения» каналу выглядят подобными к кансьпіралягічных теорий. Так, источник утверждает, что Лукашенко возвращается к идее референдума о 7-летнем президентском сроке и должности вице-президента, «поэтому неслучайно Лукашенко наблюдал в Москве за матчем Россия — Саудовская Аравия в компании сыновей и внука, народ должен привыкать к насьледных принцев».

svaboda.org

(Просмотров всего: 236 Время, 1 визитов за день)

Leave a Reply